8-800-080-DWKZ Набирайте 8-800-080-3959 ежедневно с 10:00 до 19:00 sales@dw.kz все контакты
Корзина
Ваша корзина пуста
Валюта тенге доллар США евро рубль

Nikon D810: Неделя с экспертом

26.11.2014

apertura.jpg

Nikon D810 - современная полнокадровая зеркалка, рассчитанная в первую очередь на тех фотографов, которым нужно бескомпромиссно-высокое качество изображения. Пейзажная, свадебная, рекламная фотография - в этих жанрах отличная цветопередача и высочайшая детализация изображения Nikon D810 особенно пригодятся. Благодаря 36-мегапиксельной матрице без низкочастотного оптического фильтра D810 обеспечивает самую высокую детализацию среди всех цифровых зеркалок.

Интернет-портал Prophotos.ru сделал обзор камеры Nikon D810. Читаем!

Содержание:

I. Знакомство с Nikon D810: что нового?
II. Конструкция и управление
III. Детализация. Выжимаем из матрицы максимум
IV. Вечерняя и ночная съемка
V. Автофокус и серийная съемка
VI. Фотопутешествие
VII. Выводы

Знакомство с Nikon D810: что нового?

Прежде чем перейти к съемке, давайте познакомимся поближе с камерой и ее основными особенностями. Nikon D810 - это профессиональный фотоаппарат, который был представлен в 2014 году. В модельном ряду компании он заменил сразу две камеры: Nikon D800 и Nikon D800E. Посмотрим, что нового смогут найти поклонники системы в Nikon D810?

1.jpg

Nikon d810

Напомню, что его предшественники различались одной особенностью — наличием в D800 и отсутствием в D800E низкочастотного оптического фильтра на матрице. В новом D810 этот фильтр также отсутствует, как и во многих современных зеркалках с высоким разрешением матрицы. Подобное конструкторское решение позволяет реализовать максимальную детализацию, на какую только способна матрица. Один из дней нашего теста будет целиком посвящен вопросам получения максимальной детализации и особенностям работы матрицы.

2.jpg

36-мегапиксельная КМОП-матрица фотоаппарата Nikon D810 имеет размер 24х36 мм


В камере применяется 36-мегапиксельная КМОП-матрица с размером 24х36 мм. Она работает в паре с процессором Expeed 4. Диапазон возможных ISO составляет 64-12800 единиц с возможностью расширения до 32-51200 единиц. Минимальная базовая чувствительность 64 единицы — отличный подарок для любителей съемки на открытой диафрагме. 

3.jpgПроцессор Expeed 4


Вообще, если проводить аналогии с D800, новый Nikon D810 практически во всем “немного” лучше. Например, обновленный процессор позволил увеличить скорость серийной съемки с 4 до 5 кадров/с при полном разрешении (до 7 кадров/с с пониженным разрешением), а частоту при видеосъемке в Full HD до 60 кадров/с.

4.jpg

Обновленный затвор камеры Nikon D810


Серьезной переработке подвергся и механизм затвора. Теперь поддерживается функция электронной передней шторки, что позволяет минимизировать колебания камеры в момент спуска затвора и избавиться от микро смазов при съемке. Этой же цели послужило и обновление механизма зеркала. Затвор может отрабатывать выдержки до 1/8000 с.

5.jpg

С выдержкой 1/8000 с даже съемка на открытой диафрагме при ярком солнце - не проблема

NIKON D810, ISO 72, F1.8, 1/8000 s


Модуль фазовой фокусировки, применяемый в Nikon D810, нам прекрасно знаком по предыдущим моделям. Это все тот же Multi-CAM 3500FX, работающий с 51 точкой, которые покрывают достаточно большую площадь кадра. Но в алгоритмах работы автофокуса тоже произошли улучшения. Была реализована автоматическая фокусировка по группе точек.

6.jpg

Такую функцию мы впервые увидели во флагманской модели Nikon D4S некоторое время назад. При этом задействуются пять соседних точек, что позволяет избежать случайной фокусировки на фоне, а не на основном объекте съемки. Приоритет при фокусировке будет отдан ближайшему к камере объекту или лицу, если его распознала автоматика. Модуль экспозамера Nikon D810 позволяет распознавать снимаемый сюжет, в том числе и лица людей при съемке с использованием оптического видоискателя.

7.jpg

Разработчики учли интересы фотографов, которым наряду со снимками в высоком разрешении периодически приходится фотографировать большие серии кадров. Часто к таким сериям не предъявляются слишком высокие требования по детализации. Например, это могут быть репортажи для публикации в сети. Для таких случаев предназначен уменьшенный формат S-RAW. Камера при этом записывает несжатый 12-битный файл с разрешением 9 мегапикселей, позволяя экономить место на флешке. При обработке доступны все те же манипуляции, что и с большим RAW: можно корректировать экспозицию, менять баланс белого и т.п.. Если же вы хотите снимать в формате RAW при полном разрешении, то к вашим услугам кроме 12-битного формата предусмотрен также 14-битный RAW. Однако, будьте готовы, что подобный кадр может “весить” порядка 75 МБ, а пара файлов RAW+JPEG по объему вплотную приближается к 100 МБ.

8.jpg

Наконец, модернизации подверглись видеовозможности камеры. Nikon D810 отлично адаптирован для профессиональной видеосъемки. Поддерживается запись Full HD роликов с частотой до 50p/60p. Специально для видеографов создана настройка Picture Control “Flat”, дающая максимальные возможности цветокоррекции при постобработке. Для контроля пересветов в D810 реализована “зебра”, хорошо знакомая нам по видеокамерам. В режиме съемки стала возможной автоматическая установка ISO в заданном пользователем диапазоне. Для записи звука можно применять внешние стереомикрофоны, а непосредственно во время записи контролировать звук с помощью наушников. Запись видео можно вести на карту памяти, на внешний рекордер с помощью HDMI-разъема или обеими способами одновременно.

9.jpg


Конструкция и управление

Nikon D810 — это настоящий профессиональный инструмент. Выглядит он солидно, но и весит немало — 980 грамм. Корпус массивный, зато нет никаких компромиссов с эргономикой. Рукоятка у D810 получилась большая и ухватистая. После маленьких любительских зеркалок держать такой аппарат очень приятно.

1.jpg

Корпус изготовлен из магниевого сплава. Как и положено профессиональной зеркалке, D810 имеет пыле- и влагозащиту. Она реализована посредством установки уплотняющих прокладок, которые показаны на иллюстрации ниже.

2.jpg

Для визирования и построения кадра используется оптический пентапризменный видоискатель со 100% покрытием площади кадра и увеличением 0,7х. Но если вы хотите вести съемку с использованием дисплея, это тоже не проблема. К вашим услугам 3,2-дюймовый экран с разрешением 1 229 000 точек. В угоду надежности фотоаппарата экран не имеет поворотных шарниров, что несколько осложняет съемку с нижней или верхней точки. Но благодаря широчайшим углам обзора дисплея серьезных проблем это не вызывает.
3.jpg
Записывать снимки можно на карты памяти формата SD и CompactFlash. Nikon D810 оснащен разъемами обоих типов. Они расположены на правом торце корпуса. Логика работы с картами памяти задается в меню фотоаппарата. Возможна параллельная, последовательная или раздельная запись файлов (например, на одну карту — RAW, на другую — JPG).

4.jpg

На противоположном торце находятся остальные разъемы: вход для микрофона и выход на наушники, USB 3.0, miniHDMI.

5.jpg


Управление

В отношении концепции управления Nikon — один из самых консервативных фотобрендов. Если вы когда-то снимали, например, на D300, то без проблем освоитесь и с D810. В профессиональных и полупрофессиональных камерах применяется примерно одинаковое расположение кнопок и структура меню. Абсолютное большинство съемочных параметров устанавливаются при помощи отдельных селекторов или нажатий соответствующих кнопок с одновременным вращением переднего или заднего управляющего диска. Само значение параметра при этом контролируется по монохромному дисплею на верхней панели фотоаппарата. Новичку разобраться будет не так уж и просто, зато потратив несколько дней на чтение инструкции и освоение интерфейса, брать в руки другую камеру уже не захочется — настолько все продумано. С таким управлением доступ к любой настройке можно получить буквально за долю секунды.

6.jpg

Самое заметное отличие в управлении Nikon D810 от множества других камер — отсутствие диска выбора режимов съемки. Режимы P, A, S и M можно поменять, нажав кнопку MODE на верхней панели и повернув диск под большим пальцем. Авторежима и сюжетных программ нет — профессионалам они ни к чему. Вместо диска режимов съемки — многофункциональный селектор. С помощью вращающегося кольца устанавливается режим работы затвора (в том числе тихая покадровая и тихая серийная съемка). А четыре кнопки сверху позволяют оперативно менять ISO, баланс белого, режим экспозамера и формат записи файлов.


7.jpg

Из часто используемых кнопок также стоит упомянуть экспокоррекцию (она находится под указательным пальцем рядом с кнопкой спуска, MODE и кнопкой старта видеозаписи).

8.jpg

На задней панели под большим пальцем расположена традиционная для подобного класса камер пара кнопок: блокировки экспозиции/автофокуса и активации автофокуса. Чуть ниже — восьмипозиционный навипэд с центральной кнопкой, предназначенный для прямого выбора точки фокусировки.

Остальные кнопки и селекторы задней панели носят вспомогательный характер. Справа — кнопка i, вызывающая небольшое экранное меню, и info, отвечающая за отображение информации на дисплее. Здесь же селектор фото/видеосъемки с кнопкой Live View. Слева — целый ряд кнопок: просмотр, удаление, вызов меню, защита изображения, увеличение и уменьшение, кнопка OK. В режиме съемки из них используется лишь одна, отвечающая за выбор Picture Control.

9.jpg

Передняя панель Nikon D810 также не отличается минимализмом. Здесь за резиновыми заглушками спрятались два разъема: синхроконтакт для студийных вспышек и разъем проводного управления системными вспышками. Рядом: механическая кнопка подъема вспышки, кнопка брекетинга, отдельная кнопка экспокоррекции вспышки. Чуть ниже — селектор автофокуса (AF-M) с кнопкой выбора режима автофокусировки.

10.jpg

С другой стороны от байонета — глазок подсветки автофокуса и две программируемые кнопки, по умолчанию отвечающие за функции репетира диафрагмы и включения электронного уровня.

Возможности настройки

Меня вполне устраивает то, как по умолчанию настроено управление камерой. Но если фотографу что-то не нравится, Nikon D810 предполагает широчайшие возможности настройки множества кнопок. Только на камере можно перепрограммировать двенадцать органов управления! Также в меню можно задать дополнительные настройки для разных кнопок на объективе или на дистанционном пульте.

11.jpg

Например, мне очень понравилась возможность назначить кнопке видеосъемки альтернативную функцию. Находится эта кнопка в удобном месте — под указательным пальцем, а используется фотографом крайне редко.

12.jpg

В режиме просмотра я назначил центральной кнопке навипэда увеличение снимка до 100%. Одно нажатие — и я могу оценить точность фокусировки.

13.jpg

Я не пользуюсь брекетингом, зато довольно часто использую функцию HDR, также реализованную в Nikon D810. Для ее вызова я перепрограммирую кнопку BKT на передней панели.

14.jpg

Огромный потенциал по настройке есть у кнопок Fn, репетира диафрагмы и блокировки экспозиции. Набор альтернативных функций для них идентичен. Например, я почти не использую блокировку экспозиции. Этой кнопке я назначаю функцию экспозамера по светлым участкам кадра. Кстати, такой режим впервые появился в Nikon D810. Он очень удобен в том случае, если во время съемки вы всеми силами стараетесь избежать пересветов.

15.jpg


Детализация. Выжимаем из матрицы максимум

Главная особенность Nikon D810 — высочайшее по современным меркам разрешение матрицы. Установленная в камере 36,3-мегапиксельная матрица в этой камере применяется без низкочастотного противомуарного фильтра, чтобы фотограф мог получить максимально высокую детализацию в кадре. Сегодняшний день тестирования я хочу посвятить именно вопросам работы с матрицей Nikon D810.

thumb_700.jpg
NIKON D810, ISO 560, F8, 1/200 S

Первый опыт, который я хочу проделать с Nikon D810, это получение максимально высокой детализации снимка. Я выбираю солнечный день, когда света для съемки будет гарантировано хватать, а ISO поднимать не придется, ставлю качественный светосильный объектив, закрываю его диафрагму до f/8 и отправляюсь на съемку. Снимки я делаю с рук на относительно коротких выдержках.

2.jpg
NIKON D810, ISO 100, F8, 1/200 s

Уже после нескольких кадров становится понятно, что D810 творит чудеса: уровень детализации высочайший! Конечно, резкость нельзя назвать попиксельной. Но не будем забывать, что в камере установлена байеровская матрица, и каждый пиксель итогового изображения получается путем усреднения информации от нескольких соседних пикселей матрицы. Точно так же работает абсолютное большинство современных фотоаппаратов. Но благодаря отсутствию оптического низкочастотного фильтра изображение не “замыливается” и остается настолько резким, насколько его может зафиксировать датчик изображения с байеровской структурой.

3.jpg
NIKON D810, ISO 100, F8, 1/250 s


4.jpg
NIKON D810, ISO 100, F8, 1/200 s

Рассмотрите увеличенное фото, кликнув по изображению. На снимке отлично различимы отдельные провода троллейбусной контактной сети, номера машин, листья деревьев. Мелкие детали не превращаются в кашу, а фиксируются на снимке. Благодаря этому у фотографа появляется возможность очень сильно кадрировать фотографии без потери качества. Также можно печатать фотографии очень крупным форматом, хоть во всю стену. О третьем преимуществе высокого разрешения — более эффективном шумоподавлении — мы поговорим чуть позже.

5.jpg
NIKON D810, ISO 100, F8, 1/320 s

А если использовать не фикс-объектив, а широкоугольный зум? Сможет ли он раскрыть потенциал камеры? Многочисленные интернет-скептики заявляют, что D810 даст адекватное качество только с дорогой топовой оптикой. В моем распоряжении есть широкоугольник Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor, относящийся к средней ценовой категории объективов. Для широкоугольников вообще характерна чуть более низкая резкость. К тому же, из-за особенностей оптической схемы такие объективы являются не телецентричными: лучи света от ближней к матрице линзы падают на края сенсора не под прямым углом, что также способствует некоторому снижению детализации в углах снимка.

6.jpg
NIKON D810, ISO 100, F8, 1/320 s

Тем не менее, детализация фотографии, сделанной с подобным объективом, не будет существенно ниже по сравнению со снимками с фикс-объектива. Да, некоторое различие присутствует, и особенно оно заметно по углам кадра. Но я точно могу сказать, что D810 не так требователен к оптике, как о том пишут на многочисленных фотографических форумах. Вовсе не обязательно иметь парк топовой оптики, чтобы раскрыть весь потенциал фотоаппарата. Многие объективы средней и даже бюджетной ценовой группы вполне способны обеспечить соответствующую резкость. Кстати, напомню, что плотность пикселей на матрице Nikon D810 соответствует плотности пикселей 16-мегапиксельных зеркалок формата APS-C. Например, любительские модели типа Nikon D3300 с их 24 мегапикселями оказываются куда более требовательны к оптическому качеству объектива.

ааааааааааааааа.jpg
 Съемка с объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
NIKON D810, ISO 100, F8, 1/400 s


Муар  

В Nikon D810 применяется матрица без противомуарного низкочастотного оптического фильтра. Муар — характерные искажения, возникающие при наложении какой-либо регулярной структуры в изображении на регулярную структуру цветных пикселей матрицы. Насколько эти искажения могут испортить жизнь фотографу? В предыдущей серии кадров, как я ни старался, муара найти так и не смог. А что если специально спровоцировать камеру? Я точно знаю, что чаще всего муар возникает на рисунке ткани.

ббббббббббб.jpg

NIKON D810, ISO 100, F2.8, 1/640 s

Признаюсь, мне пришлось потратить немало времени, чтобы подобрать ткань, вызывающую муар, а также расстояние до объекта съемки. И вот они — характерные цветные разводы на сером пиджаке! Но не так страшен муар, как о нем пишут. Виден он лишь на некоторых участках кадра при сильном увеличении, а возникает только на поверхностях с регулярной структурой, причем регулярная структура в кадре должна быть сопоставима по своему масштабу с массивом пикселей. Подойди к объекту съемки на десять сантиметров ближе, и эффект исчезает. Я бы сказал, что свадебным фотографам, регулярно снимающим женихов в костюмах, бояться особенно нечего: несмотря на отсутствие низкочастотного оптического фильтра матрица D810 может поймать муар лишь в редких случаях.

9.jpg

Появление муара на рисунке ткани заметно лишь в очень редких случаях и лишь при максимальном увеличении снимка


Смаз и шевеленка

Многие владельцы камеры-предшественницы Nikon D800 отмечали, что пришедшее из пленочной эпохи эмпирическое соотношение для определения максимальной безопасной выдержки при съемке с рук уже неактуально для 36-мегапиксельной матрицы. Если устанавливать выдержку в долях секунды, обратно пропорциональную фокусному расстоянию (например, 1/50 для 50-мм объектива), то шансы получить идеально резкий кадр, снимая с рук, невелики. Уж слишком требовательна матрица. Поэтому я сразу зашел в меню фотоаппарата и немного скорректировал работу экспоавтоматики. Большинство съемок я провожу в режиме А — приоритет диафрагмы. В этом случае я позволяю камере автоматически выставлять ISO и значение выдержки. В настройках ISO я чуть сокращаю значение выдержки, которое будет подбираться автоматикой. И это приносит свои результаты: смаза на снимках нет.

10.jpg

Корректировка автоматической установки выдержки в меню камеры


Но в вопросе выбора оптимальной выдержки все очень индивидуально. Я часто снимаю с рук навскидку, редко использую стабилизированную оптику и порой слишком требовательно отношусь к резкости снимков. Вполне возможно, что у вас получится добиться идеального результата и с более длинными выдержками.

Съемка с рук с разными выдержками:

11.jpg

Выдержка 1/80 при фокусном расстоянии 85 мм, NIKON D810, ISO 80, F8, 1/80 s


12.jpg

NIKON D810, ISO 160, F8, 1/160 s                                                              NIKON D810, ISO 320, F8, 1/320 s


Если же вы хотите на все 100% раскрыть потенциал камеры по разрешению, в том числе обезопасить себя от возможного смаза, вызванного вибрациями от подъема зеркала или хлопка затвора, то единственный путь — съемка с использование “электронной первой шторки” затвора. Данная настройка доступна только в одном режиме работы затвора — при съемке с предподъемом зеркала. 

13.jpg

Включение электронной передней шторки в меню

По первому нажатию на спуск поднимается зеркало и открывается затвор, по второму нажатию начинается экспозиция. Понятно, что речь идет преимущественно о съемке со штатива с использованием дистанционного пульта. Электронная первая шторка доступна также в режиме Live View. Но и тут работает она лишь в режиме предподъема зеркала. После первого нажатия на спуск исчезает изображение с экрана, по второму, после звукового сигнала, начинается экспозиция.

ввввввввв.jpg

Ночная съемка с "электронной передней шторкой"

NIKON D810, ISO 200, F3.5, 30 s

За многочисленными экспериментами с детализацией мы чуть было не оставили за кадром тот факт, что Nikon D810 — полнокадровая камера. А значит, у фотографа появляется возможность работы со сверхмалой глубиной резкости, широчайшие возможности красиво и мягко размыть задний план. И здесь уже лишних слов не требуется: снимки говорят сами за себя!

15.jpg
NIKON D810, ISO 400, F1.4, 1/8000 s



Вечерняя и ночная съемка

Так уже исторически сложилось, что в большинстве тестов фотоаппаратов при вечерней съемке внимание уделяется лишь уровню шума на высоких ISO. Однако, на мой взгляд — это не единственная сложность, с которой может столкнуться фотограф. И это не единственная деталь, на которую нужно смотреть. Современный фотоаппарат — это сложнейшее устройство со множеством тонких настроек и дополнительных возможностей. Сегодня я про некоторые из них расскажу.

Вчерашний день тестирования я закончил ночной съемкой и рассказом об “электронной передней шторке”. Да-да, это одна из тех функций, которые призваны облегчить жизнь фотографу при съемке на длинных выдержках, сведя к минимум микросмаз изображения. Но я хочу чуть подробнее рассказать о том, как я проводил саму съемку.

1.jpg

NIKON D810, ISO 200, F3.5, 30 s

Техника фотографирования подобных сюжетов крайне проста: камера ставится на штатив, устанавливается относительно небольшое ISO и длинная выдержка — и все! Съемку я провожу ночью, примерно через три часа после заката, чтобы на небе лучше были видны звезды. А значит, снимать приходится в полной темноте. Как менять параметры съемки? У монохромного экранчика Nikon D810 есть приятная зеленая подсветка, которая зажигается селектором включения вокруг кнопки спуска. Яркость подсветки невелика: при съемке в темноте она не слепит фотографа, как слепил бы основной дисплей.

А как быть с наведением на резкость? Я использовал автофокус. Если вы фокусируетесь по центральной точке, то можете рассчитывать на встроенную подсветку автофокуса. Радиус ее действия всего несколько метров, но это лучше, чем ничего. Я же применял для подсветки фонарик, тот же самый, которым во время экспозиции освещал дерево, прорисовывая его контур как световой кистью.

2.jpg

NIKON D810, ISO 64, F7.1, 6 s

Следующий сюжет — это уже давно примеченная мною точка напротив Москва-сити. Здесь мне также предстоит съемка с недостаточным освещением. Но время я выбираю другое — сумерки сразу после заката. Я хочу получить в кадре не черное, а темно-синие небо. Лучший момент для этого — 30-40 минут после заката, когда зажигаются уличные фонари. Пока же я ожидаю интересный вечерний свет, я включаю в камере функцию цейтраферной видеосъемки, то есть съемки с большими интервалами между кадрами. В моем случае интервал составляет одну секунду. После 20 минут съемки Nikon D810 сам объединяет снимки в Full HD видеоролик. Кстати, в камере есть и просто интервалометр, с помощью которого можно снять такую же серию кадров и объединить их в ролик уже самостоятельно после соответствующей обработки.




Изменение характера света отлично видно на видео. И вот, когда картинка в кадре становится действительно интересной, я перехожу к фотосъемке. Сегодня я тоже буду снимать со штатива. Для построения кадра я использую режим Live View. Несмотря на то, что вокруг уже довольно темно, на дисплее изображение видно отлично — света камере хватает. А главное, можно ценить еще до съемки баланс белого и скорректировать его. Я использую установку в Кельвинах, плавно меняя цветовую температуру и контролируя результат по дисплею. Также на дисплей выведены показания электронного уровня. Он помогает мне не завалить горизонт.

3.jpg
Виртуальный горизонт в режиме Live View помогаетне завалить горизонт

Сегодня в моем распоряжении нет дистанционного пульта, поэтому для минимизации колебаний камеры в момент нажатия на спуск я использую простой прием: снимаю с двухсекундной задержкой срабатывания затвора. Это дает свои плоды: детализация в кадре получается высочайшая даже на относительно длинной выдержке. В центре кадра можно различить рисунок дорожных знаков на другой стороне реки.

4.jpg
NIKON D810, ISO 100, F7.1, 6 s

А что если увеличить ISO? На ISO 200 изображение принципиально не отличается. Шумов не заметно, детализация крайне высокая. Такая же ситуация на при ISO 400.

5.jpg
NIKON D810, ISO 200, F7.1, 3 s                                                    NIKON D810, ISO 400, F7.1, 2 s

При ISO 800 изображение становится немного более “рыхлым” — дает о себе знать мелкий, почти попиксельный яркостной шум, заметный на монотонных участках кадра. Однако, принципиального влияния на качество снимка он не оказывает. При ISO 1600 шума становится чуть больше, а система шумоподавления начинает поедать мелкие детали. Вы все еще можете разглядеть самые мелкие элементы изображения, но они уже не кажутся столь резкими. На небе появляются более темные пятна яркостного шума. Но все эти изменения в характере картинки видны лишь при 100% увеличении.

6.jpg
NIKON D810, ISO 800, F7.1, 1 s                                                    NIKON D810, ISO 1600, F7.1, 1/3 s

На ISO 3200 кое-где становятся видны пятна цветного шума. Однако нужно отдать Nikon D810 должное: детализация все еще очень высокая. Такое ISO можно смело использовать на практике и даже печатать снимки большим форматом при небольшой постобработке. Пороговым я бы назвал ISO 6400. Оно вполне пригодно для использования снимков в сети или печати небольшим форматом даже без постобработки. Но это то значение, когда автоматика камеры начинает разменивать шум на детализацию. С одной стороны, уровень шума сравнительно невелик для столь высокого ISO. Но и детализация по сравнению с самыми низкими ISO различается очень существенно.

7.jpg
NIKON D810, ISO 3200, F7.1, 1/5 s                                          NIKON D810, ISO 6400, F7.1, 1/10 s

Дальнейшее повышение ISO дает резкое увеличение уровня шума. Кадры, сделанные при ISO 12800, еще можно обработать в графическом редакторе и получить неплохой результат для WEB-публикации. Максимальное же значение ISO Hi 1 стоит применять лишь в том случае, когда кадр нужно получить любой ценой.

8.jpg
NIKON D810, ISO 12800, F7.1, 1/20 s                                                   NIKON D810, F7.1, 1/40 s

Проведя такой нехитрый опыт, я устанавливаю верхнюю границу авто-ISO в камере на уровне 6400 единиц и отправляюсь на съемку ночного города, но уже с рук, без штатива.

9.jpg
NIKON D810, ISO 3600, F4, 1/40 s

10.jpg
NIKON D810, ISO 4500, F4, 1/50 s                                                   NIKON D810, ISO 4000, F3.5, 1/40 s

Приятно, что никаких сюрпризов камера не преподносит. Автофокус работает так же четко и быстро, как и при дневной съемке. Я не заметил какой-то разницы в работе центральной или какой-либо другой точки фокусировки. Цепкость у всех на высоком уровне. Разве что с балансом белого приходится повозиться: в положении “авто” он никак не хочет убирать со снимков чрезмерный оранжевый оттенок натриевых ламп.

11.jpg
NIKON D810, ISO 5600, F4, 1/50 s


гггггггггггггг.jpg
NIKON D810, ISO 3200, F1.4, 1/100 s

В целом я бы не сказал, что Nikon D810 является чемпионом по соотношению ISO и уровня шума, особенно на фоне его собрата Nikon Df, побывавшего у нас на тесте ранее. Но за счет высокой, а порой даже избыточной детализации изображения, с этой фотокамерой можно очень эффективно реализовать шумоподавление при помощи встроенных алгоритмов или сторонних графических редакторов — на ваш выбор. Ведь единичные зерна шума оказываются значительно меньше отдельных элементов изображения. Поэтому при шумоподавлении страдают лишь очень мелкие детали, а не контуры и очертания предметов. Но все это касается действительно высоких значений. До ISO 3200 включительно камера выдает очень качественный результат даже в JPG без всякой обработки.

13.jpg
NIKON D810, ISO 6400, F3.5, 1/60 s

Автофокус и серийная съемка

Первое, на что я смотрю, беря в руки полнокадровую зеркалку, - это расположение точек фокусировки в видоискателе. Если они сконцентрированы в центре кадра, то скорее всего вы столкнетесь с проблемой при съемке на светосильные объективы. Например, для съемки портрета с не центральной компоновкой вам придется предварительно фокусироваться по ближайшей удобной точке, затем блокировать фокусировку и немного перестраивать кадр. В этот момент очень часто теряется резкость из-за изменения расстояния до объекта съемки. Лучший вариант - непосредственное совмещение точки автофокуса и сюжетно-важной части снимка в момент съемки. Тогда вы будете застрахованы от промахов, а съемка со сверхмалой глубиной резкости доставит настоящее удовольствие.

1.jpg
NIKON D810, ISO 64, F1.4, 1/1000 s


Моя дочь выступает сегодня моделью: мы отправляемся в лес, чтобы снять несколько осенних портретов. Одного взгляда в видоискатель D810 достаточно, чтобы понять: проблем с фокусировкой возникнуть не должно. Точки автофокуса покрывают достаточно большую площадь кадра. Выбор наиболее подходящей точки осуществляется непосредственно с помощью навипэда на задней панели — все достаточно оперативно. Я использую 51 точку, чтобы наиболее точно указать камере область фокусировки. Но если вам нужно быстро менять области фокусировки, в меню можно включить выбор всего из 11 точек. Есть в меню и множество других тонких настроек, вплоть до подстройки автофокуса на случай, если ваша камера немного “мажет”. Впрочем, с этой проблемой я не сталкивался.

2.jpg
Область кадра, перекрытая точками фокусировки, довольно велика

3.jpg

В этот раз мне помогает объектив Nikon AF-S NIKKOR 85MM F/1.4G. Этот портретник дает потрясающе мягкое размытие фона. Но чтобы раскрыть весь его потенциал, снимать нужно на открытой диафрагме с минимальной глубиной резкости. Возможность выбрать точку автофокуса в нужной части кадра приходится как нельзя кстати.

4.jpg
NIKON D810, ISO 64, F1.4, 1/1600 s

А если добавить снимкам немного динамики? Здесь уже покадровым фокусом не обойтись. Я включаю непрерывную фокусировку AF-C. Чтобы несколько упростить задачу автофокусу, я работаю не с одной точкой, а с группой точек. Так камера надежнее удерживает объект съемки в фокусе. Несмотря на то, что в руках у меня явно не репортажный объектив, мне удается получать резкие серии снимков, из которых затем можно выбрать наиболее удачный кадр.

5.jpg
NIKON D810, ISO 110, F1.4, 1/200 s

Кстати, в камере реализован очень большой набор вариантов выбора области фокусировки для следящего режима. Например, можно выбрать область из 9, 21 или 51 точки. После предварительной фокусировки на объекте камера будет удерживать его в фокусе и не “отвлекаться” ни на что другое до тех пор, пока снимаемый объект не покинет выделенную область.

6.jpg
Включение фокусировки по области из 9 точек

7.jpg
NIKON D810, ISO 2200, F1.6, 1/200 s

Но самая “продвинутая” функция — это 3D-слежение, когда автоматика, используя информацию с датчика экспозамера, после предварительной фокусировки сама будет отслеживать в кадре снимаемый объект, как бы он ни перемещался. Чтобы показать эту функцию в действии, я отправляюсь на аэродром для радиоуправляемых самолетов. Посмотрим, как камера справится с быстродвижущимися целями? Ведь их траектория полета не всегда оказывается предсказуемой, а перемещения по площади кадра бывают весьма существенны.

8.jpg
Включение 3Д-слежения

9.jpg
NIKON D810, ISO 140, F2.8, 1/400 s


99.jpg

Я снял несколько серий, в которых попадание в резкость было близко к 100%. Лишь некоторые снимки оказались нерезкими из-за смаза. Все-таки я проводил съемку вечером, почти в сумерках, и для динамичных кадров выдержка могла быть велика.

10.jpg
NIKON D810, ISO 500, F2.8, 1/400 s


11.jpg

Здесь же мне пригодилась и серийная съемка. Признаться, я был несколько удивлен возможностями камеры со столь высоким разрешением матрицы снимать серии. Если говорить о съемке в JPG, то даже в максимальном качестве без сбоев и снижения скорости мне удавалось снять серии до 99 кадров! Конечно, я использовал быструю карту памяти со скоростью записи 120 МБ/с, но все равно такого результата не ожидал. Скажем спасибо новому процессору камеры, который способен обрабатывать такое количество снимков с высокой скоростью. В RAW (14 бит без сжатия) и JPG с максимальным разрешением результат чуть скромнее, но тоже неплохой — 18 кадров, потом скорость резко падает. Интересно, что переход к S-RAW с разрешением 9 мегапикселей сокращает объем непрерывной серии до 12 кадров, но после заполнения буфера скорость падает незначительно, примерно до 3 кадров/с.

12.jpg
NIKON D810, ISO 280, F2.8, 1/400 s


13.jpg

36 мегапикселей — нешуточное разрешение матрицы. Серия из десяти кадров, снятая в RAW+JPG, может весить до одного гигабайта. Но все это не мешает Nikon D810 быть и репортажной камерой. Во всяком случае, весь необходимый функционал для динамичных съемок разработчики в D810 заложили.

Во-первых, речь, конечно, идет об оперативном управлении при помощи кнопок и селекторов. Во-вторых, Nikon D810 — это классическая зеркалка с отличным видоискателем, позволяющим моментально реагировать на происходящее в кадре. Камера обладает вполне репортажной скорострельностью до 5 кадров/с в полном разрешении и достаточно большим буфером, особенно в JPG. И наконец, автофокус Nikon D810 — это совершенный тонко настраиваемый инструмент.


Фотопутешествие 


1.jpg
Снимок сделан с поляризационным фильтром
NIKON D810, ISO 100, F8, 1/200 s


Традиционно большой тест камеры мы завершаем фотопутешествием с ней. Nikon D810 я решил протестировать в поездке по Волге на борту теплохода. Камере предстоит потрудиться в разных жанрах: от повседневной бытовой фотографии до пейзажной фотосъемки. Я же постараюсь рассказать о некоторых интересных и полезных функциях, которые мне помогали делать красивые снимки.

2.jpg
NIKON D810, ISO 100, F5, 1/400 s

Вечернее отправление из Москвы и “протокольный” кадр с Северным речным вокзалом. В который раз я восхищаюсь той детализацией, которую дает камера. В кадре прорисованы мельчайшие элементы, можно даже рассмотреть время на давно остановившихся часах вокзала.

3.jpg
NIKON D810, ISO 900, F2.2, 1/200 s

Погода не радует эффектным светом, поэтому, чтобы добавить живости снимкам, я меняю настройку Picture Control со “стандартной” на “насыщенную”. При сохранении JPG-файла камера будет значительно усиливать контраст и добавлять насыщенность. И вот уже снимки играют цветом, на них удается запечатлеть синеватые сумерки, цветные отсветы на воде от фонарей…

4.jpg


5.jpg
NIKON D810, ISO 4000, F4.5, 1/60 s

С заходом солнца становится понятно, что без высоких ISO не обойтись. Штатив на корабле абсолютно бесполезен. Во-первых, даже если снимать со штатива, то резким будут только детали корабля, а весь мир вокруг размоется в движении. Во-вторых, от работы двигателя весь корпус теплохода постоянно вибрирует, и вы все равно рискуете получить смаз в кадре. А значит, остается только съемка с рук.
6.jpg
NIKON D810, ISO 1100, F3.5, 1/40 s                                                              NIKON D810, ISO 2500, F3.5, 1/40 s
   

Я ограничиваю верхний порог автоISO 6400 единицами. Этого достаточно для съемки с рук при выдержках порядка 1/30 с. В то же время такие, снимки вполне годятся для печати небольшим форматом или публикации в сети. Хотя при максимальном увеличении серьезная потеря детализации все же очень хорошо заметна… Но это общая тенденция для современных камер. Здесь как в шахматах, одна фигура разменивается на другую: разрешение — на низкий уровень шума. И тут 36 мегапикселей, которые многим фотографам могут показаться избыточными, приходятся как нельзя кстати!

7.jpg
NIKON D810, ISO 6400, F4, 1/40 s

Дождь… Не попасть под него осенью было бы трудно. Количество интересных сюжетов в такую погоду резко уменьшается, но для меня съемка в дождь — это возможность проверить влагозащиту камеры. Я не стараюсь промочить фотоаппарат насквозь. Тем не менее, я не прячу его в кофр, ношу все время на плече. Фотоаппарат должен быть всегда под рукой. С Nikon D810 мы не попали под ливень, зато целый день провели под мелкой изморосью, которая так и норовила забраться в каждую щель, в каждую складку одежды. Для фототехники такая погода вредна. Поворот кольца зума, и объектив подобно насосу пытается втянуть в себя влажный воздух. Но неприятных сюрпризов погода не преподнесла: даже если камера мокрая снаружи, внутрь влага не попадает. Я не заметил ни запотевания оптики, ни следов влаги под заглушками и крышками. Все органы управления продолжали работать корректно.

8.jpg
NIKON D810, ISO 280, F2, 1/200 s

9.jpg
NIKON D810, ISO 100, F1.4, 1/320 s

10.jpg
NIKON D810, ISO 6400, F4.5, 1/80 s

Даже в самую пасмурную погоду и с самым скучным светом можно найти интересные сюжеты и эффектно их обыграть, если в руках у вас полнокадровый фотоаппарат. На помощь приходит светосильная оптика, позволяющая работать с малой глубиной резкости, точно ставить акценты в кадре и эффектно размывать фон. Малая глубина резкости добавляет объем в кадр, помогает разделять планы.

11.jpg
NIKON D810, ISO 100, F2.8, 1/320 s

И опять я использую настройку Picture Control. Но на этот раз я работаю уже не с цветом, а с черно-белым изображением. Это раньше цифровой аппарат делал черно-белый снимок простым обесцвечиванием цветного кадра. В Nikon D810 можно очень точно настроить перевод в монохром. Отдельно регулируется повышение резкости, четкость, контраст, яркость. Но и это еще не все.

12.jpg

Вместо обычных стеклянных цветных фильтров, знакомых любителям пленочной фотографии, теперь можно использовать цифровые. Работают они точно так же: затемняют одни тона и осветляют другие. Например, красный фильтр затемняет небо в кадре, делает более контрастной листву деревьев. Зеленый же наоборот, сохраняет светлые тона зелени, но аккуратно подчеркивает фактуру дерева. Nikon D810 просто творит чудеса, выдавая на снимках совершенно “пленочную” картинку, причем без всякой постобработки на компьютере.

13.jpg
Монохром с красным фильтром
NIKON D810, ISO 100, F2.8, 1/2500 s
 


14.jpg
Монохром с красным фильтром
NIKON D810, ISO 100, F1.8, 1/3200 s



15.jpg
Монохром с зеленым фильтром
NIKON D810, ISO 100, F2.8, 1/250 s



16.jpg
Монохром с зеленым фильтром
NIKON D810, ISO 100, F1.4, 1/800 s


К съемке в цвете я возвращаюсь сразу же, как сквозь тучи начинает пробиваться голубое небо. Наш теплоход, отходивший от пирса на какое-то время, становится отличным объектом съемки на фоне суровой Волги.

17.jpg
NIKON D810, ISO 100, F5.6, 1/400 s

18.jpg
NIKON D810, ISO 100, F6.3, 1/500 s

Фактуру облаков, пространство в кадре я обыгрываю с помощью сверхширокоугольника Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor. Кстати, он же помогает мне и при съемке ретро-интерьеров теплохода.

19.jpg
NIKON D810, ISO 2800, F4, 1/40 s

Усиливая перспективу в кадре, несколько искажая действительность, он делает снимки более интересными. А уж если на небе появляются кучевые облака, то кадры получаются просто завораживающие.

20.jpg
NIKON D810, ISO 100, F5.6, 1/320 s                                                                      NIKON D810, ISO 100, F8, 1/400 s


21.jpg
NIKON D810, ISO 100, F8, 1/125 s                                                                  NIKON D810, ISO 100, F8, 1/250 s

Я уже писал, что D810 не так требователен к оптике, как пугают на форумах. Конечно, не стоит ставить на него изначально некачественные объективы “за три копейки” от сторонних производителей. Во всем нужно соблюдать определенную пропорциональность. Но вот простой пример: сверхширокоугольник средней ценовой категории вполне способен полностью разрешить матрицу этой камеры, спровоцировав появление муара на небольшом участке. Увеличьте снимок и посмотрите на ограждение моста правее центра кадра, и вы увидите муар. А значит, разрешающая способность оптики явно превышает разрешающую способность матрицы.

22.jpg
Снимок немного осветлен в Adobe Lightroom для большей наглядности
NIKON D810, ISO 100, F8, 1/160 s


Некоторые кадры я делаю с поляризационным фильтром. Он помогает затемнить небо в кадре, лучше прорисовать фактуру облаков. Большинство видовых кадров из Рыбинска я снимаю именно с поляриком.

дддддддддддддд.jpg
 Снимок сделан с поляризационным фильтром
NIKON D810, ISO 100, F8, 1/60 s


Здесь же я опробую появившийся впервые именно в Nikon D810 режим экспозамера с приоритетом светлых участков. В этом режиме камера постарается выставить экспозицию таким образом, чтобы не допустить пересветов. С одной стороны, вы рискуете получить слишком глубокие тени в кадре. С другой же, не будем забывать про RAW-формат. Из сырого файла Nikon D810 на этапе конвертации куда проще “вытянуть” детали в тенях, нежели спасти пересветы. Поэтому пейзажисты наверняка оценят подобный способ экспозамера.

24.jpg
NIKON D810, ISO 100, F8, 1/500 s                                                              NIKON D810, ISO 100, F7.1, 1/250 s


25.jpg
NIKON D810, ISO 100, F1.4, 1/1250 s


1.jpg
NIKON D810, ISO 100, F7.1, 1/250 s

Вечер на Волге радует не по-осеннему теплой погодой и очень красивым светом. Место широкоугольника занимает портретный объектив. Перед отправлением теплохода в рейс я делаю несколько семейных кадров на память. Со взрослой моделью проблем не возникает. Я вполне комфортно снимаю с покадровым фокусом, выбирая вручную одну из многочисленных точек фокусировки. А вот с дочкой уже приходится потрудиться. Я применяю непрерывную фокусировку с 3D-слежением, чтобы удерживать в кадре лицо бегущего ребенка. Зато такие снимки, снятые в движении, смотрятся живее и естественнее.

2.jpg
NIKON D810, ISO 100, F1.8, 1/3200 s

3.jpg
NIKON D810, ISO 100, F1.8, 1/1600 s                                                               NIKON D810, ISO 100, F1.8, 1/1600 s

Рыбинский шлюз — грандиозное сооружение, которое потрясает своим масштабом. Перепад уровня Волги здесь составляет около 15 метров — это высота пятиэтажного дома. Чтобы корабль преодолел такой перепад, он заходит в шлюзовую камеру шириной 30 и длиной 300 метров. Затем створки камеры закрываются, и примерно за десять минут она заполняется водой, поднимая судно на уровень воды выше плотины.

4.jpg
NIKON D810, ISO 180, F3.5, 1/40 s


5.jpg
NIKON D810, ISO 2800, F4.5, 1/80 s

Каждый раз, проходя Рыбинский шлюз, я удивляюсь количеству чаек. Они сидят на фонарных столбах, на ограждениях, на берегах канала… Но как только включается наполнение шлюза, они срываются со своих мест и начинают шумно кружить над бурлящей в камере водой, вылавливая из нее мелкую рыбешку. Я снимаю это на Nikon D810 в режиме видеозаписи. Кстати, в очередной раз отдаю должное разработчикам камеры. Этот фотоаппарат снимает видео практически без цифрового шума даже после захода солнца, да еще и не с самым светосильным объективом!


Цвет… Кажется, о нем мы еще не говорили. Тем не менее, я считаю, что это одна из самых сильных сторон Nikon D810. Камера дает удивительно живой и естественный цвет в кадре. Иногда для лучшей цветопередачи требуется все же воспользоваться ручной установкой баланса белого, но при естественном свете автоматика практически никогда не ошибается. D810 очень деликатно работает с голубыми тонами, не искажая цвет неба и не делая его “мультяшным”. У меня нет претензий и к скин-тонам. Мне кажется, что с цветом кожи эта модель стала работать чуть деликатнее, чем, например, Nikon D610.

6.jpg
NIKON D810, ISO 100, F5.6, 1/1600 s

7.jpg
NIKON D810, ISO 100, F2, 1/5000 s                                                                NIKON D810, ISO 80, F2, 1/8000 s


8.jpg
NIKON D810, ISO 100, F8, 1/500 s                                                                     NIKON D810, ISO 100, F1.8, 1/1600 s

Вдоволь поработать с цветом мне удается на следующий день в Калязине. Этот небольшой древний городок тяжело пережил XX век. Во время постройки Угличского гидроузла уровень воды в Волге поднялся настолько, что затопил большую часть города. Люди с затопленных территорий были переселены, здания разобраны или взорваны. Историческая часть города ушла под воду…

9.jpg
NIKON D810, ISO 100, F5.6, 1/200 s

Уцелела лишь колокольня Никольского собора, затопленная до середины первого яруса. Ее спасло то, что в этом месте русло реки делает крутой поворот. Другие навигационные знаки были бы малоэффективны, колокольню же сохранили в качестве маяка. За полвека пребывания в воде она наклонилась из-за размыва фундамента, и лишь в 1980-х года вокруг нее был насыпан искусственный остров. Сейчас эта колокольня — визитная карточка Калязина.

10.jpg
NIKON D810, ISO 100, F2.8, 1/4000 s

Кстати, удачно снять колокольню с первого раза вряд ли получится. Фотограф инстинктивно выстраивает кадр, ориентируясь на ее ось и забывая, что колокольня стоит под углом. В итоге горизонт получается заметно завален. Я для съемки использовал встроенный в камеру электронный уровень. Но если высотки в Москве я снимал в режиме Live View, то колокольню — с помощью оптического видоискателя. По нажатию кнопки Fn в нем также включается электронный уровень в виде вертикальной и горизонтальной шкалы.

11.jpg



12.jpg
NIKON D810, ISO 100, F7.1, 1/500 s

От Калязина наш теплоход берет курс на Москву, а мне остается лишь любоваться пейзажами с борта корабля. Многие снимки я делаю уже не на широкоугольник, а на телеобъектив. Я не совру, если скажу, что Nikon AF-S 70-200MM F/2.8G ED VR II Nikkor — мой любимый объектив в линейке Nikkor. Светосильный телевик, по сути созданный для репортажа, он одинаково хорошо справляется и с динамичными сюжетами, и с неторопливой и вдумчивой художественной съемки.

13.jpg
NIKON D810, ISO 100, F5.6, 1/640 s

14.jpg
NIKON D810, ISO 100, F3.2, 1/1600 s

Мне он нравится прежде всего из-за пластики картинки. Будучи установленным на полнокадровую камеру, он даже при съемке с нескольких десятков метров обеспечивает разделение планов за счет мягкой расфокусировки фона. Причем характер размытия таков, что снимки смотрятся действительно объемно. А за резкость объективу можно ставить твердую пятерку. На F/2,8 он уже отлично разрешает матрицу Nikon D810, а на F/4 к уровню резкости не сможет придраться ни один критик!

15.jpg
NIKON D810, ISO 100, F2.8, 1/640 s

16.jpg
NIKON D810, ISO 100, F6.3, 1/400 s                                                                     NIKON D810, ISO 800, F8, 1/400 s
 
От Москвы Волгу отделяет рукотворный (причем в буквальном смысле — он вырыт практически вручную) канал с чередой шлюзов. Тот маршрут, который вы можете проехать на электричке за каких-то два часа, корабль будет идти полдня. Здесь я снимаю заключительные кадры на Nikon D810. Пора завершать наш тест и переходить к подведению итогов.

17.jpg
NIKON D810, ISO 6400, F1.8, 1/50 s


Выводы

Nikon D810 — современная полнокадровая зеркалка, рассчитанная в первую очередь на тех фотографов, которым нужно бескомпромиссно-высокое качество изображения. Пейзажная, свадебная, рекламная фотография — в этих жанрах отличная цветопередача и высочайшая детализация изображения Nikon D810 особенно пригодятся. Благодаря 36-мегапиксельной матрице без низкочастотного оптического фильтра D810 обеспечивает самую высокую детализацию среди всех цифровых зеркалок.

Интерфейс управления D810 рассчитан на опытного фотографа, и новичкам может показаться слишком сложным. Зато оперативность управления находится на высоте благодаря обилию отдельных кнопок и селекторов, а также возможности тонкой настройки многих из них. Вместе с относительно высокой скорострельностью и отличным автофокусом это позволяет применять D810 в том числе и для репортажной съемки. И пусть вас не пугает высокое разрешение. При съемке с недостаточным освещением оно позволяет более эффективно осуществлять шумоподавление. Кроме того, у вас всегда остается возможность делать снимки с пониженным разрешением, в том числе в формате S-RAW.

К плюсам камеры нужно отнести отличную эргономику, удобный оптический видоискатель с исчерпывающим набором выводимых параметров, влагозащищенный корпус, работу с двумя флешками. Отдельно хочется отметить видеорежим. Nikon D810 максимально адаптирован для профессиональной видеосъемки: позволяет использовать внешние микрофоны и наушники, записывать несжатый поток с HDMI-выхода и сохранять на флешке ролики до 1080@60p. Появился даже специальный профиль Picture Control, дающий максимальные возможности цветокоррекции при постобработке видео, — Flat.

Но любой, даже самый совершенный фотоаппарат, имеет свои минусы. К минусам Nikon D810 я бы отнес относительно высокую стоимость, возможность в редких случаях столкнуться с эффектом муара, а также не слишком большой объем буфера при съемке в RAW.















Назад к списку новостей